Поэт и Просветитель

       Мифтахетдин Акмулла – выдающийся поэт-философ, поэт-мыслитель, оставивший поистине уникальное и неповторимое литературное наследие. Он вошел в историю родной (башкирской - прим. GoldenLion) литературы XIX века как продолжатель лучших традиций устной и письменной поэзии, воплотивший в своем творчестве наиболее прогрессивные, передовые идеи своего времени, как вдохновенный певец света и разума, знаний и просвещения. Акмулла, будучи создателем самобытной поэтической школы и Учителем народа в подлинном смысле этого слова, оказал и безусловно и в наше время продолжает оказывать огромное влияние на развитие литератур и духовной культуры многих народов России, Средней Азии и Казахстана, в том числе казахов, татар, туркмен, каракалпаков. Его влияние испытали на себе Г.Тукай, М.Гафури, Ш.Бабич, Д.Юлтый, С.Кудаш, Ш.Аминев-Тамьяни и другие поэты, начавшие свой творческий путь в конце XIX – начале ХХ века. Акмулла прокладывал пути к зарождению новой, реалистической поэзии в Башкортостане, его творческое наследие способствовало формированию башкирской демократической литературы.
Мифтахетдин Камалетдинович Камалетдинов, впоследствии прозванный народом Ак муллой (светлым, праведным учителем), родился в семье муллы в старинной башкирской деревне Туксанбаево бывшей Кульиль-Минской волости 12-го Башкирского кантона Белебеевского уезда Оренбургской губернии (ныне Миякинского района Республики Башкортостан). По архивным данным установлено, что родной отец поэта – Камалетдин Ишкузя (Ишкужа)-улы, мать – Бибиуммугульсум Салимьян-кызы, оба башкиры племени мин. При этом версия о том, что отцом Акмуллы является казах по имени Мухамедьяр, документальными источниками не подтверждается.
          Начальное образование будущий поэт получил в родной деревне, затем – у башкирского муллы Лукмана в деревне Елбулактамак, что недалеко от Туксанбаево. Учился в Менеузтамакском и Анясевском медресе того же уезда, затем стал шакирдом известного в те времена Стерлибашевского медресе, получал уроки у знаменитого поэта-суфия Шамсетдина Заки. Достигнув зрелого возраста, вернулся в родную деревню, однако вскоре покинул отцовский дом. Вначале он отправился в Оренбург, оттуда его путь проходит по башкирским аулам верховьев Яика (Урала) и долины реки Миасс. Через некоторое время становится шакирдом медресе в городе Троицке. В годы обучения в Троицком медресе Мифтахетдин, выезжая в летнее время в близлежащие казахские аулы, начинает свою деятельность учителя, которая продолжалась у него всю жизнь. С этой поры, с 25-летнего возраста, начинается долгий путь странствований поэта по аулам, городам, кочевьям Башкортостана и Казахстана. Скитаясь среди башкир и казахов, обучая детей, Акмулла занимается различными ремеслами, принимает участие в поэтических состязаниях (айтышах) среди сэсэнов и акынов. Прославился как остроумный и правдивый поэт-импровизатор. Будучи мастером поэтической сатиры, остро высмеивал невежественных мулл, разоблачал произвол и беззаконие властей. С 1867 по 1871 г. по доносу казахского бая Исянгильде, обвиняемый в том, что «это сын башкира, избегающий службы в царской армии», сидел в тюрьме города Троицка. Находясь в заточении, создал одно из глубоких в социальном плане стихотворений «Место мое – в зиндане». В конце 1880-х гг. завершил свою известную «Элегию в память о Шигабутдине Марджани», в которой выступил сторонником идей реформаторства в деле воспитания и образования.
Акмулла, впервые после Салавата Юлаева, обратился к своему народу со словами «Мои башкиры!», горячо призывая его к знаниям и ремеслам, к овладению основами наук. Впрочем, не только к своим современникам, но и к нам, своим потомкам, из далекого прошлого обращается поэт в стихотворении «Башкиры мои, ученье нужно!», подчеркивая особое место знаний и образования в жизни человека:
Кто просвещен и ремеслу обучен,
Тот славен и горд, в общении не скучен,
Источник мудрости ему доступен,
А неуч с унижением неразлучен.
Сложением шести и единицы
Десятки, как не бейся, не добиться.
Смещеньем стрелок время не ускорить,
Без помощи наук мечтам не сбыться.
         Между тем знания, по убеждению Акмуллы, это не самоцель, а лишь путь к совершенствованию человека. И в жизни, и в поэтическом искусстве, пережившем самого творца, важнейшим критерием воспитанности считал Акмулла внутреннюю, нравственную чистоту, стремление личности к моральному совершенству. «О, друзья! Пусть очистится нутро. Иначе не будет проку от одних лишь знаний», - утверждает он.
Живя среди казахов, Акмулла с такой же страстностью проповедовал просветительские идеи. Истинным новатором выступил поэт и в деле народного образования. Он не приемлет устаревших методов в обучении детей, включающих в себя телесное наказание, призывает к чуткому и внимательному отношению к детям, к простоте и доступности уроков. И в этом смысле поэт-просветитель предстает перед нами как педагог, разрабатывающий наиболее прогрессивные принципы преподавания школьных дисциплин:
Не шарахайтесь прочь от ученых людей,
В них – потребность великая наша.
Воздавайте им должное! Только злодей
И глупец им на двери укажет.
Муллы! Палки отбросьте и хлысты,
Будьте с детской душой осторожны.
От серьезных наук не бегите в кусты,
Все другое – и пусто, и ложно.
Ничего нет грустнее, невежества мулл,
Будьте бдительны, дабы никто не задул
Детский разум, мечтой увлеченный!
(Перевод Газима Шафикова).
Да, вот оно, главное, что является основой основ в воспитании и обучении маленького человека, в его пробуждении к свету и познанию!
Огромен вклад Акмуллы в дело прогресса на поприще народного образования. Не одно поколение детей башкир и казахов получило знания с помощью этого великого поэта и учителя. Прогрессивность Акмуллы проявилась и в его взглядах на язык обучения: важнейшим условием он считал воспитание и обучение подрастающего поколения на их родном языке. И если в Башкортостане он обучал детей на башкирском языке, то в Казахстане детям казахов он стремился давать знания на казахском.
Значительным достижением национальной поэзии и в целом башкирской общественно-философской мысли второй половины XIX в. стало программное стихотворение поэта – «Назидания» («Нәсихәттәр»). Именно это стихотворение Акмуллы заучивали наизусть многие и многие поклонники творчества поэта. Вспоминается в связи с этим, какое незабываемое впечатление произвел в ноябре 1981 года, в дни празднования 150-летия со дня рождения поэта, исполнение этого стихотворения перед гостями, приехавшими на родину Акмуллы, в Туксанбаево, 80-летием деревенским аксакалом Хабетдином Бадретдиновым. Впрочем, как и многие народные певцы и сказители в Башкортостане, Хабетдин Бадретдинов был одним из хранителей памяти о своем знаменитом сородиче. Из его уст нам еще в 1964 году довелось записать и упомянутое стихотворение Акмуллы, и ряд очень ценных сведений о его жизни и творчестве. В начале 1970-х годов он передал участникам археографической экспедиции Института истории, языка и литературы Башкирского филиала АН СССР (ныне Уфимский научный центр РАН) одну из рукописных версий поэтического послания Акмуллы “Письмо отцу” (“Атайыма хат”).
“Назидания” поэта-просветителя – это удивительный кладезь мыслей, само воплощение мудрости. Они воспринимаются нами как своего рода моральный кодекс, как непременная основа на пути достижения человеком внутренней, духовной зрелости. Акмулла и в этом плане – создатель своей собственной школы – школы духовности. Так эти и, конечно, ряд других стихов поэта и оценивались народными сказителями. Поэтому не удивительно, что и в наши дни, спустя века, все еще жива традиция исполнительства их среди любителей творчества поэта.
Акмулла в своих наставлениях вполне четко, ясно и доступно перечисляет все те важнейшие качества, составляющие основу моральных устоев, нравственности человека. Их, этих самых основополагающих качеств, которые так необходимы человеку, он насчитал всего семь. Это – совесть, честь и честность, ум, умение быть благодарным, порядочность, терпенье, страсть. На первом месте при этом, конечно же, стоит совесть:
В жизни, первое, совесть нужна, совестливость,
Совестливость как божья дается нам милость.
Мало молвить с усердством: “Прости меня, Боже!” –
Молча совесть блюсти в себе – всего дороже.
          Перу Акмуллы принадлежат вдохновенные строки, прославляющие высокую миссию поэта и поэзии в жизни общества. По его меткому определению, “слова поэтов таинства полны”. Стихи Акмуллы и поныне восхищают образностью и афористичностью языка, изяществом формы и богатством содержания. Исключительно большую роль сыграл Акмулла в развитии и обновлении языка дореволюционной башкирской письменной литературы. Он писал свои стихи в основном на традиционном тюрко-башкирском литературном языке. Язык произведений Акмуллы послужил в дальнейшем основой национального литературного языка башкир.
Жизнь поэта трагически оборвалась 8 (20) октября 1895 года. На могиле Акмуллы на мусульманском кладбище г. Миасса воздвигнут памятник из белого мрамора в период подготовки празднования 150-летия со дня его рождения в 1981 году.
В г. Миассе и в с. Киргиз-Мияки, центре Миякинского района, имеются улицы Акмуллы. На родине поэта, в деревне Туксанбаево Миякинского района РБ, в 1981 г. был открыт музей и установлен бюст поэта, созданный скульптором Зильфатом Басыровым. Примечательным событием в развитии национального искусства стала опера Загира Исмагилова «Акмулла». В год 175-летия со дня его рождения поэта музей отстроен заново, в деревне Туксанбаево введен в строй социально-культурный комплекс. В 2006 г. имя Мифтахетдина Акмуллы присвоено Башкирскому государственному педагогическому университету. В Миякинском районе учреждена премия имени Акмуллы, которая начиная с 1988 г. присуждается ежегодно за лучшие произведения литературы и искусства.

Р.З.Шакуров,
доктор филологических наук,
профессор БГПУ им. М.Акмуллы

 

Theme by Danetsoft and Danang Probo Sayekti inspired by Maksimer