Мировозрение Акмуллы

Валеев Д.Ж. История башкирской философской и общественно-политической мысли. Основные тенденции развития. Уфа: Китап, 2001. 352 с., с. 133-136.

§ 6. Мировоззрение Акмуллы
Известный башкирский просветитель, выдающийся поэт Мифтахетдин Акмулла, широко известный у башкир, татар, казахов, узбеков и каракалпаков, большое внимание в своем творчестве уделил нравственно-этической проблематике. Осмысливая окружающую действительность через призму нравственных оценок, Акмулла выходил к широким философским обобщениям. В назидательно-дидактических стихах поэта, порой граничащих с морализаторством, весьма близких по смыслу к рубаятам Омара Хаяма, видно высокое уважение к человеку, сочувствие его судьбе, а его поучения говорят о желании помочь людям, страдающим от материального и духовного порабощения.
Акмулла был верующим человеком, но это не мешало ему выступать с реалистических позиций, свободных от мистики и веры в чудеса. В стихотворении «Башкиры мои, ученье нужно» он писал:
Прибавив к шести единицу, не получишь десяти,
Повернув часовую стрелку, не сделаешь день ночью.
В то же время Акмулла верил в судьбу. Это особенно проявилось в его стихотворении «Место мое – в тюрьме».
Никому не избежать велений судьбы,
Будь он султан, будь он император.
Вера в судьбу определила также и некоторые черты объективизма его мировоззрения, его скептическое отношение к миру. Это связано также с влиянием суфизма, характерного для духовной атмосферы в Башкирии в XIX столетии. Немалое влияние испытал Акмулла от влияния творчества поэта-суфия Шамсутдина Заки.
Как продолжатель традиции суфизма Акмулла глубоко понимал очищающую роль человеческих страданий, которых люди не могут избежать.
«Не испытавший лишений бывает кичлив, только невзгоды жизни успокоят его душу», - говорит поэт.
Однако, несмотря на то, что скептицизм занимал в творчестве Акмуллы значительное место, тем не менее, он в основном стоял на позициях рационализма. В познании он видел социальную пружину, с помощью которой можно преобразовать общество на началах справедливостью. С этим было связано его подвижничество и стремление во что бы то ни стало просвещать народ. Знаниям в системе своих взглядов поэт отводил центральное место. Невежество и незнание приносит человеку не только заблуждения, но и тяжкие страдания. Знания помогают людям открыть тайны мироздания.
Будь деятелен, в познании найдешь ты наслаждение,
Бойся неведения – источника бедствий;
Познавший летает в небе и плавает в воде,
И нет здесь ни чудотворства, ни колдовства.
Тонко понимая различия между светскими знаниями и религиозным вероучением, Акмулла выступает за светское образование, видя в этом одно из средств нравственного просвещения и воспитания.
Изучив науки, ты познаешь добро,
Став совершенным, ты сделаешь добро.
Поэт уверен, что с помощью моральных проповедей можно установить отношения равенства и доверия людей. В этом и состояла особенность просветительства Акмуллы. Моральное совершенствование личности должно лечь в основу разумного общественного устройства.
Избавься, человек, от пороков.
Чтобы не был ты вместилищем грязи74.
В отличие от многих философов, по мнению которых знания должны выступать одним из оснований (факторов) морального воспитания, у Акмуллы, наоборот, моральное воспитание должно предшествовать получению знаний, то есть должно быть фактором познания.
«Уничтожим в себе к соблазнам и проступкам
                                       стремленье,
Иначе не получим мы пользы от познанья»75,-
восклицает поэт. Вероятно, в данном случае не нужно вести речь о том, насколько Акмулла был прав или не прав. Уместнее отметить, что он по-своему прав. Указывая на один из аспектов взаимовлияния нравственности и знаний.
Исходным моментом этических воззрений Акмуллы является представление о существовании непреходящих нравственных ценностей, во что поэт искренне верил.
        От того, что посеешь зло,
                        не исчезнет добро.
        Если золото вымажешь в грязи,
        От этого не потеряет блеска оно76.
 Добро как моральный феномен приложим не ко всем людям и не ко всем случаям жизни.
         Обездоленного поймет только обездоленный.
         Если повесишь на шею собаки жемчуг,
        Вряд ли это будет оценено77.
Акмулла тонко подмечает один из важных аспектов морали, согласно которому моральные ценности могут оказывать влияние только на тех людей, которые моральные нормы воспринимают как свои убеждения. Слабость позиций абстрактного морализаторства Акмулла представляет только в одном отношении, а именно: моральные поучения полезны только тем, кто их понимает. То есть Акмулла не вообще отрицает морализаторство, а только его некоторые формы. Отсюда и вытекает особенность понимания относительности (релятивности) моральных представлений.
Сколько не куй железо, не превратишь его в алмаз,
Как ни убеждай осла, не сделаешь его другом78.
Хотя относительность нравственных взглядов для Акмуллы была очевидной, однако он выводил ее не из различий социально-экономического порядка, а из сферы самого морального сознания.
Подчеркивая относительность моральных ценностей, Акмулла как бы полемизирует с положениями религиозно-пацифистской идеологии, согласно которой на зло нужно отвечать добром («если бьют по одной щеке, подставляй другую»), получившей концентрированное выражение в теории «непротивления злу насилием».
Рассмотрение нравственных проблем в отрыве от социально-экономических и политико-правовых отношений объективно приводило Акмуллу на позиции абстрактного гуманизма, поэтому в представлении поэта моральные качества человека не зависят от его общественного положения, не зависят и от социального статуса.
Злого сделаешь начальником – юрт разорит,
Дурака возвысишь, а он – и ноги на стол.
Не смотри, что он начальник или бедняк,
Посмотри сначала на его дела…
Иная кляча лучше плохого тулпара79.
 Противоречивость воззрений Акмуллы вполне объяснима. Она связана с тем, что, с одной стороны, поэт видит пороки общества и людей и относится к ним критически, но, с другой стороны, не видит того, что поведение людей определяется условиями их существования. Не зная причин человеческого бесправия и угнетения и желая избавить от них общество, Акмулла вынужденно обращается к идеям просветительства.




74 Харисов А.И. Башҡорт халҡыныңәҙәбимираҫы. Уфа, 1966.- С.341
75 Там же. - С.352.
76 Там же. - С.350.
77 Там же. – С. 355
78 Там же.
79Аҡмулла, Уфа, 1981-се бит
 
 
 
 
 
 

Theme by Danetsoft and Danang Probo Sayekti inspired by Maksimer